Памятник архитектуры XVIII - XX вв. федерального значения
Основные исторические сведения
Первые сведения о селе Пущино относятся к эпохе Ивана Грозного, когда земли правобережья реки Оки уже принадлежали Московскому государству и раздавались за службу служилым людям.
Первыми владельцами села Пущино были представители рода Пущиных. По обычаям того времени по фамилии владельцев называлась и их вотчина.
Из родословных книг известно, что пришел на службу к московскому князю “рязанский сын боярский” Есип Васильевич Алаповский по прозвищу «Пуща», от которого и произошла фамилия - Пущины.
А в писцовых книгах 1578 - 1579 годов есть такая запись: “За Огафоном за Даниловым сыном Пущина ... половина сельца Пущина, на реке на Оке, а в нем двор помещиков...”. Итак, первым владельцем сельца Пущина и поместья был Даниил Пущин.
В 1699 году часть сельца Пущино перешло к семейству Арцыбашевых - Иев Демидович Арцибашев получил по наследству два двора. Арцыбашевы во многих поколениях служили по дворянскому списку города Серпухова.
В 1765 г. был освящен «храм каменный во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом трех вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста», построенный владельцем усадьбы Иваном Назаровичем Арцибашевым.
Иван Назарович умер в 1763 г., его вдова Наталья Петровна стала владелицей усадьбы вместе со своими “малолетними детьми Яковом и Василием.
В экономических примечаниях к планам генерального межевания 1769 г. записано, что в селе Пущино имеется «дом господский … каменный».
В 1799 году 9 октября А.Т. Болотов посетил Наталью Петровну, «лежащую в постели и очень больную, и нас угощал уже сын ее … в своих новых каменных и хорошо отделанных палатах …”. В возрасте 37 лет в 1794 году в звании секунд-майора Яков Иванович Арцибашев вышел в отставку, “жительство имел в Москве, а временами в деревнях”.
Итак, совершенно точно известно, что к 1799 году в Пущинской усадьбе уже был выстроен новый дом.
Большой - 2-3-этажный, парадный респектабельный дом, предназначенный для приема гостей, построен по всем законам столичного классицизма, «отменно прочен и спокоен, во вкусе умной старины”, из кирпича с белым камнем в деталях.
Первый этаж – служебный, перекрыт сводами, второй бельэтаж - парадный с обязательной анфиладой комнат, третий – антресольный жилой.
Парадная часть начинается с главной лестницы, расположенной в юго-западном углу здания, которая вела на второй этаж в лакейскую, откуда попадали в большую парадную залу, занимавшую северо-западный угол дома. После залы шла гостиная, диванная, парадная спальня, завершалась анфилада маленьким помещением (кабинетик или молельня). Парадная анфилада занимала весь парковый северный фасад и отделялась центральным коридором от жилой южной части дома.
Антресольный этаж дублировал жилую часть второго этажа.
Интерьеры дома решены с присущей эпохе и стилю парадностью: анфиладность парадных комнат, лепные потолочные розетки, наборные паркеты, камины с зеркалами, изразцовые печи с подглазурной кобальтовой росписью, роскошные двупольные филенчатые двери с бронзовыми ручками, внутренние ставни, вмонтированные в оконные откосы в жилых комнатах.
Главный дом ориентирован своей центральной осью на берег Оки, где располагается усадебный парк. Он начал складываться с самого начала строительства и, по-видимому, был пейзажным. В парке были выкопаны каскадные пруды. В прудах разводили живую рыбу, мочили коноплю. Позднейшие перестройки не сохранили парка XVIII века.
В деловых бумагах можно найти сообщение о кончине Якова Ивановича Арцыбашева в конце 1799 года, в возрасте всего лишь 42 лет.
В этом же году сельцо Пущино получил по наследству двоюродный брат Якова Ивановича генерал-майор в отставке Павел Афанасьевич Офросимов.
Старый потемкинский генерал «с георгиевским крестом» был тих и добродушен. Зато его жена Анастасия Дмитриевна Офросимова была одной из самых видных фигур в тогдашней Москве.
Генеральшу знала вся Москва. Два великих писателя избирают ее прототипом своих героинь - А. С. Грибоедов и Л. Н. Толстой (Анфиса Ниловна Хлестова в “Горе от ума” и Марья Дмитриевна Ахросимова в “Войне и мире”).
По словам Петра Андреевича Вяземского, Офросимова приобрела власть “с помощью общего к ней уважения”. Каждый мемуарист счел своим долгом упомянуть об Анастасии Дмитриевне - хозяйке пущинской усадьбы
От генеральши барская усадьба в 1826 году перешла к ее четвертому сыну - Андрею Павловичу Офросимову, полковнику, участнику войны с Наполеоном. В 1827 году он женился на Екатерине Александровне Римской-Корсаковой, в родительском доме которой в Москве бывали некогда А. Алябьев, П. Вяземский, А. Грибоедов, А. Пушкин, В. Жуковский.
Известный русский композитор, участник войны 1812 г. Александр Александрович Алябьев гостил у супругов Офросимовых в усадьбе в 1835 и 1836 гг., где им написана “Итальянская ария для скрипки и фортепиано”. На нотах рукою А.А. Алябьева сделана надпись: “Соч.: в селе Пущине 1836 год”.
После смерти А.П. Офросимова А.А. Алябьев в 1840 г. женился на Екатерине Александровне Офросимовой. Но братья А.П. Офросимова не смирились с этим браком и вынудили Е.А. Офросимову отказаться от своей доли имения.
Офросимовы владели усадьбой до 1852 г. К середине XIX века относится архивный документ, в котором перечислены 22 отдельных строения, принадлежащих усадьбе. До нас дошли лишь 7 из них, причем 4 – в руинном состоянии.
С 1852 г. усадьбой владели Медведские. В 1856-1860 гг. - майорша Клавдия Ивановна Боровитинова. В 1861г. – заводчик Бейер. В 1886-1887 гг. – московский купец 2-й гильдии Егор Егорович Вебер. В 1887 г. – капитанша Юлия Александровна Скляревич.
В 1888 году усадьбу приобретает знаменитый московский чаеторговец Сергей Васильевич Перлов.
Перловы были одними из пионеров чайного дела в России - из “природных москвичей”. Род их известен с конца XVII века.
По существующей в России традиции в честь столетия какой-либо торговой компании присваивать ее представителям дворянское звание, высочайшим указом от 6 февраля 1887 года Перловы получили дворянство и герб: “В лазоревом щите 6 расположенных вкруг жемчужин или перлов натурального цвета ...Девиз “Честь в труде” - серебряными буквами ...”.
При Перлове главный дом пущинской усадьбы не претерпел особых изменений. Крыша была отремонтирована и покрыта железом.
Зато был переустроен парк: почищены пруды, берега укреплены плетнем, вырублены старые и больные деревья, и посажены фруктовые - образовались два молодых сада на разных террасах. Была устроена оранжерея и грунтовый сарай для первых цветов, овощей и фруктов, которые отправлялись в московские трактиры.
Будучи человеком набожным Перлов распорядился привести в порядок церковь и потратил на это большие деньги.
Кроме того, на средства Перлова содержалась четырехклассная школа-интернат в Шепилове для крестьянских детей со всего околотка, и храм с церковно-приходской школой в Спас-Тешилове.
Значительную долю дохода от своих имений и многочисленных торговых заведений Перлов тратил на благотворительность. Основной его заботой была Шамординская обитель, где в 1910 г. он и был похоронен.
Вдова С.В. Перлова Анна Яковлевна в 1910 г. продала усадьбу Ивану Лосеву с сыновьями Иваном, Сергеем, Николаем и дочерью Александрой.
Весной 1913 года Пущинскую усадьбу приобрел московский фабрикант Николай Тимофеевич Каштанов, сын владельца фирмы “Братья Каштановы” в Серпухове. Жил Каштанов в Москве, а приобрел перловское имение скорее всего в связи с женитьбой и желанием иметь прекрасную загородную виллу. И дом был перестроен и парк изменен с энтузиазмом и радостным восприятием жизни молодого фабриканта.
Н.Т.Каштанов создал совершенно новую композицию всего ансамбля, изменил планировочную структуру парадного двора. Все служебные помещения объединил одной кровлей. К северному фасаду конюшни XVIII века пристроил рубленое здание кучерской.
При сохранении первичной планировки Главного дома полностью переделал архитектуру фасадов. Сбил белокаменные архитектурные детали, полностью оштукатурил фасады: первый этаж рустованный, гладкие плоскости стен украсил лепными ампирными деталями, водосточные трубы оформил в виде драконов. К северному фасаду пристроил шестиколонный портик, покоящийся на трех арках подиума. Под портиком установил барельеф I века н.э. – копию с барельефа алтаря римского консула Гнея Домиция Агенобарба, изображающего свадьбу Нептуна и Амфитриты.
Парковый северный фасад получил активную пластическую композицию, усиленную объемным решением центрального партера с подпорными стенами, лестницами, скульптурой. Новое архитектурно-планировочное решение в стиле неоклассицизма – яркий, впечатляющий ансамбль.
Некоторые косвенные данные позволяют видеть здесь работу выдающегося архитектора Романа Ивановича Клейна, однако в перечне работ Р.И. Клейна, составленном его женой, усадьба «Пущино» не значится.
В 1917 г. усадьба была национализирована. Н. Т. Каштанов эмигрировал во Францию. Все имущество увезли в Каширу. Усадьба опустела.
С 1928 по 1971 гг. комплекс усадьбы использовался как районная больница. Все сооружения находились в удовлетворительном состоянии. В главном доме размещалась больница, в доме управляющего (людская изба) – поликлиника, в кучерской – аптека, в часовне – морг. Служебные здания использовались под хозяйственные нужды. В западной пристройке главного дома устроена котельная. Дом получил центральное отопление, водопровод и канализацию.
В 1927 году варварски разрушены особо ценные изразцовые печи XVIII века. В 1945-1950 гг. разобран балкон южного фасада XVIII века и балконы, и портик северного фасада, построенные в 1913-1917 гг. Н.Т. Каштановым.
В 1965 г. производился последний ремонт больницы.
После 1917 года сельцо Пущино посещали выдающиеся деятели советской культуры. Летом на этюды приезжали московские художники. Часто снимал дачу на лето и отдыхал с семьей артист МХАТа И.М. Москвин. Бывали артисты Большого театра балерина Е.В. Гельцер и тенор С.Я. Лемешев. Приезжал скульптор С.Т. Коненков.
Известный художник театра и кино В.Е. Егоров в 1928 г. избрал пущинскую усадьбу для натурных съемок кинофильма "Хромой барин" по роману А.Н. Толстого.
Актер и кинорежиссер Н.С. Михалков снимал в усадьбе «Пущино» фильмы “Неоконченная пьеса для механического пианино” (1976 г.) и “Несколько дней из жизни И.И. Обломова” (1980 г.).
В 1985 г. старинная усадьба получила статус памятника архитектуры XVIII - нач. XX вв. федерального значения.
С 1986 года по 1993 год по заказу Института белка проводились работы по обмерам, научные исследования, архитектурно-археологические раскопки, изучение архивных и литературных источников, в результате которых архитекторами Е.А. Архиповым и А.Е. Архиповым был выпущен и утвержден во всех инстанциях проект реставрации усадебного комплекса, проект приспособления его под Дом малых симпозиумов АН СССР, некоторые материалы которого представлены в экспозиции «Усадьба «Пущино»» в Центральной библиотеке г. Пущино.
С 1989 по 1991 годы велись реставрационные работы на средства АН СССР, приостановленные из-за прекращения финансирования.